ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 111" городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
г. Уфа, ул. Первомайская, 83А
+7(347)2465467
school111ufa@mail.ru

Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 111" городского округа город Уфа
Республики Башкортостан

МЕНЮ

fg

Что такое «функциональная грамотность»

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Составляющие функциональной грамотности

​​1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

​2. Естественнонаучная грамотность​

​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

​3. Математическая грамотность​

​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

​4. Финансовая грамотность​

​Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

​5. Креативное мышление

​Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

​6. Глобальные компетенции

​Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Нормативные документы

Письмо МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России (14.09.2021) "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

Письмо МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России (15.09.2021) "Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации"

Приказ Министерства образования и науки РБ №1855 от 17.09.2021 "О создании Координационного Совета по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Башкортостан"

Приказ Министерства образования и науки РБ №1869 от 20.09.2021 "Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Башкортостан"

Приложение к приказу №1869 "План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Башкортостан"

Письмо Министерства образования и науки РБ (20.09.2021) "О формировании функциональной грамотности школьников"

План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2021-2022 учебный год

Банк тренировочных заданий по функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности:

 

Открытые задания PISA:   https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 

Электронный банк заданий по ФГ https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ:https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Полезные ресурсы

Ежемесячная школьная газета для обучающихся, их родителей и учителей «ГимназистЪ» (февраль 2022г.)

Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)

 Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)

Дистанционные курсы «Функциональная грамотность: развиваем в школе» программы развития педагогов «Я Учитель»https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram

Памятка для родителей по функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности обучающихся как условие повышение качества общего образования

© 2022. Все права защищены.